Led Zeppelin или просто группа №1 / История / Эпилог

Эпилог

Led Zeppelin
Легенда хард-рока

В середине 80-х годов в Америке неожиданно вспыхнул повышенный интерес к блюз-року. Многие исполнители моментально отреагировали на это, подстроившись под вкусы публики. Появилось большое количество ансамблей, подражающих «Led Zeppelin». Самой известной стала группа «Kingdom Come» («Гостеприимное королевство»), которой на традиционном фестивале «Монстры Ван Халена», в 1988 году даже присвоили титул «Открытие года». Коллектив стал фактически музыкальным двойником «Цеппелинов», а их солист Ленни Вольф так здорово копировал голос и манеру исполнения Роберта Планта, что однажды даже вышел курьёз.

Когда ещё никому не известная группа «Kingdom Come» только выпустила свой первый одноимённый альбом, один из музыкальных вещательных радиоканалов запустил в эфир композицию с их пластинки, заявив своим слушателям, что она с нового диска «Led Zeppelin». Через некоторое время на радиостанцию обрушился шквал телефонных звонков. Слушатели радио требовали указать, где именно можно приобрести новый альбом «Цеппелинов», так как во всех музыкальных магазинах продавцы только разводили руками, жалуясь, что к ним, видимо, его просто не успели завезти.

Уже после того, как «Kingdom Come» стали знаменитыми, на участников группы посыпались упрёки в том, что их идеи явно носят вторичный характер. Пытаясь оправдаться, гитарист группы, которого обвиняли в использовании оригинальных риффов, придуманных Пейджем, заявил: «Я никогда не слышал, как он играет». Узнав об этом, Джимми даже собирался подать на него в суд. Можно с уверенностью сказать, что своей головокружительной карьерой «Гостеприимное королевство» обязано сходством с «Led Zeppelin». Публика, пресытившаяся музыкой диско, с удовольствием восприняла появление команды, играющей в старом стиле блюз-рок, пусть даже откровенно позаимствованном.

Наверное, не стоило заострять внимание на творчестве этой группы, если бы не признание самих «Цеппелинов», что из всех исполнителей, копирующих их манеру игры, «Kingdom Come» ближе всего к оригиналу. Конечно, подняться до вершин, покорённых «Свинцовым дирижаблем», уже не удастся ни одной рок-группе. Вряд ли ещё раз, в одном месте соберутся четверо очень талантливых музыкантов, которые не cтанут с момента первой репетиции выяснять, кто тут лидер, а начнут творить сообща и искренне радоваться любой удачной идее или находке своего товарища.

Каждый участник группы экспериментировал со своим инструментом, как хотел (это только приветствовалось). Пейдж создавал новые гитарные риффы, Плант постоянно импровизировал с голосом, Бонэм придумывал ритмические рисунки для своих барабанов, Джонс вообще всегда отличался новаторским подходом к своему делу. Объединившись вместе на концерте во время гастролей или в студии для записи очередного альбома, они становились единым целым. И это целое, которое называлось «Led Zeppelin», впитав в себя все идеи, посетившие головы его участников, и обработав их, выдавало музыкальный продукт с такой совершенной структурой и огромной внутренней энергией, что конкурентам оставалось только разводить руками, недоумевая, как такое можно было придумать и исполнить. (Кстати, за всё время своего существования «Цеппелины» ни разу не позволили себе сделать хотя бы одно критическое замечание в адрес других исполнителей.) А если добавить к творческому потенциалу группы административный талант, организаторские способности и недюжинную пробивную силу Питера Гранта, то «Led Zeppelin» становится похожим на крепко сжатый кулак, которым можно пробить брешь в любой стене непонимания или недоверия, как со стороны публики, так и со стороны магнатов шоу-индустрии.

Прошло больше 20 лет с момента распада великой группы. В мире развлекательной музыки многое поменялось, и не в лучшую сторону. Аккомпонирующие составы, играющие на концертах «вживую», и сессионные исполнители, работающие на студиях, всё чаще остаются без работы, вытесняемые отовсюду компьютерной техникой. На всевозможных фестивалях и даже на сольных выступлениях чаще всего артисты поют под «минус» или просто открывают рот под откровенную фонограмму. Командуют этим «парадом» спонсоры и продюссеры, которые чаще всего совсем не заитересованы, чтобы их подопечные были сильными личностями, со своими идеями и взглядами на музыку, так как иметь дело с людьми, способными отстаивать свою точку зрения, весьма хлопотно. Такие могут выйти из-под контроля, а это чревато убытками. Даже очень талантливые и знаменитые исполнители, чтобы не потерять успех у слушателей, вынуждены подстраиваться под её вкусы, отлично понимая, что эти вкусы искусственно формируются крупными компаниями, которые занимаются раскруткой новых эстрадных звёзд для получения крупных прибылей.

Когда слушаешь очередной хит-парад современных популярных исполнителей, то ловишь себя на мысли: какие они все похожие и абсолютно безликие. И очень хочется верить, что Джимми Пейдж, Роберт Плант и Джон Пол Джонс сумеют устранить все противоречия и трения между собой и вместе запишут новым альбом, которому своими яркими красками удастся разбавить серую и унылую палитру современной музыки. Может быть, тогда они выйдут на сцену и закатят такой грандиозный концерт, «что с Марса будут смотреть и удивляться».

© 2003 Дмитрий Полухин
Сайт создан в системе uCoz